Теперь предлагаю немного теории ( из разных источников), может кто-то увлечется.
"Сказкотерапия"
Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности.Несмотря на технический прогресс, дети и взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь , объединяют людей, служат лекарством от старости.
Интеграция личности, развитие творческих способностей,совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение , диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии.
Создавая сказочную атмосферу, наполняя её разнообразными « волшебными »психологическими приёмами, вы, собственно и будете заниматься сказкотерапией.
Привлекательность сказкотерапии можно объяснить , прежде всего , её универсальностью:
СКАЗКА ИНФОРМАТИВНА;Через анализ придуман¬ной детьми сказки педагог получает информацию о его жизни , актуальном состоянии , мировоззренческих позициях.
СКАЗКА БЕЗГРАНИЧНА : Дополняя , изменяя сказку дети преодолевают самоограничения , дополняют и изменяют свою жизнь.
СКАЗКА ФЕЕРИЧНА: Обращаясь к сказкотерапии , можно использовать различные куклы ,костюмы , музыкальные инструменты , художественные продукты деятельности , а воз-можно , и драматический театр .
СКАЗКА ЭМОЦИОНАЛЬНА:
-.Через участие в сказкотерапевтических сессиях дети накапливают положительный эмоциональный заряд , укрепляют свой социальный иммунитет.
СКАЗКА МУДРА ; Через сказку педагог имеет возможность передать ребёнку , родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Ещё одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Ребёнок и взрослый пробуждаются и активно вступают в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан институт сказкотерапии.
1.НАПРАВЛЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ.
Сказкотерапия многопланова, поэтому она делится на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. Каждый педагог может выбрать себе по душе свою форму работы со сказками.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании направления лежит идея о том, что сказочная ситуация несёт в себе огромный скрытый смысл. Информация об этом « зашифрована» в сказочных образах. Использование этого метода эффективно для развития творческого мышления, аналитике- синтетических способностей и ценностных ориентации детей от 5 лет, подростков и взрослых.
Это направление представлено в двух формах: исследовательской и терапевтической (библиотерапия и решение сказочных задач).
В рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:
1.Развитию творческого мышления ребёнка.
2.Совершенствованию вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
3.Развитию фантазии, воображения.
4.Развитию способности к глубокому, образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
5.Развитию эмпатии и умению слушать.
Но детям трудно заниматься только анализом, поэтому аналитические занятия сказок полезно « разбавлять» другими сказочными приёмами.
2.РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК.
1. Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый.
В этом случае важны актёрские умения и навыки. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем. Зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию слушателя или помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем. Подбираются сказки, сюжет и проблематика которых максимально соответствуют целям психокоррекционной работы.
2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей (взрослых).
а).Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно. Эта форма работы может быть использована с детьми от 5 лет.
б). Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Процедура аналогична предыдущей. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение ( каждый по маленькому кусочку ), причём последний рассказчик должен закончить сказку, в ). Групповое придумывание сказки. Первый рассказчик говорит первую фразу, следующий присоединяет к сказонной фразе свою одну или две фразы. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга и имела свой конец.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте лучше применять приём придумывание и рассказывание детьми « нарисованной » сказки.
г). Рассказывание сказки от 1-го лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально ).
Дети выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Затем каждый участник группы рассказывает сказку от лица и с точки зрения выбранного или персонажа.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие психодиагностические и психокоррекционные задачи:
1.Выявление актуальной проблематики ребёнка, взрослого путём эмоционального состояния при рассказывании.
2.Развитие фантазии и воображения.
3.Развитие памяти и внимания.
4.Развитие умения выражать свои мысли.
5.Развитие способности слушать другого, следить за хо¬дом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
6.Сплочение группы.
7.Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
З.СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК.
Сочинение сказок это само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.
4.ПЕРЕПИСЫВАНИЕ (ИЛИ ДОПИСЫВАНИЕ) СКАЗОК.
Для того чтобы переписать сказку, выбирается тот этап в развитии сказочного сюжета, после которого всё пошло не так, как хотелось бы ребёнку или взрослому. С этого момента и начинается переписываться сказка, идеи относительно того, как альтернативно могли бы развиваться события.
Эта форма работы особенно полезна в работе с « особыми» детьми.
5.СКАЗОЧНАЯ КУКЛОТЕРАПИЯ.
Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает, просматривает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом , он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок в психологических целях. Могут использоваться три варианта кукол:
• куклы-марионетки,
• пальчиковые куклы,
• теневые куклы.
6.ПОСТАНОВКА (РАЗЫГРЫВАНИЕ) СКАЗОК.
Используются такие виды постановок сказок:
* Спектакли, доставленные при помощи пальчиковых кукол,
* Спектакли теневого театра,
* Спектакли-экспромты,
* Театрализованные игры,
* Сказки на песке.
Во всех случаях предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок. Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Поста-новка сказки- всегда праздник для её участников. Если её умело организовывать, она поможет в терапии даже самых сложных психоэмоциональных состояний.
7.СКАЗОЧНАЯ ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ.
Эта форма работы помогает измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа, и экстериорезировать свою потенциальную часть. Мгновенное преображение-вот смысл сказочной имидж-терапии. В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни.
8.СКАЗОЧНОЕ РИСОВАНИЕ.
Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов:
1 .Проективное диагностическое рисование. 2.Спонтанное рисование.
Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объёмными « волшебными красками», в состав которых входит и мука, и масло, и др.
9.МЕДИТАЦИИ НА СКАЗКУ.
Сказочные медитации можно разделить на две группы: статические и психодинамические.
В процессе статических медитаций ребёнок находится в расслабленном состоянии, педагог-психолог неторопливо читает медитативную сказку под специальную музыку. Цель-снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия и «зарядиться» энергией.
В процессе психодинамических медитаций ребёнок двигается, перевоплощается. Этот вид медитаций направлен на общую энергетизацию тела и связан с использованием телес-неориентированных приёмов.
СОЗДАНИЕ СКАЗОЧНОЙ СРЕДЫ.
Развитие личности ребёнка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснётся с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребёнка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребёнок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться - сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.Поэтому для сказкотерапевтических занятий необходима особая среда защищённости и тайны.
Для того чтобы ребёнок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал вхождения в Волшебную страну. В рамках занятий сказкотерапии осуществляется интегративный подход к личности, а также сказочно-метафорическое моделирование системы отношений ребёнка и взрослого к миру и социуму.
Социальные закладки