Диагностика музыкального воспитания и развития дошкольников. Мониторинг
Может комуто пригодится
Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка на музыкальных занятиях в средней группе
(по методике А.И. Бурениной)
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, нежность и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Оценивается по внешним проявлениям.
Проявление некоторых характерологических особенностей ребёнка (скованность-общительность, экстраверсия - интроверсия). При подсчёте баллов этот параметр не учитывается.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные. Оценивается в процессе наблюдения.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.
Память – способность запоминать музыку и движения.
Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость двигательной реакции на изменение музыки.
Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе и при выполнении других видов движений.
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук и тела при выполнении движений.
Критерии для диагностирования детей в средней группе.
Музыкальность.
5 баллов – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
4-2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1-0 баллов – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.
Эмоциональность.
5 баллов – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
4-2 балла – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
1-0 баллов – затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
Творческие проявления.
5 баллов – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения; умеет исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях и под другую музыку.
4-2 балла – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
1-0 баллов – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
Внимание.
5 баллов – правильно выполняет танцевальную композицию от начала до конца самостоятельно.
4-2 балла – выполняет танцевальную композицию с некоторыми подсказками.
1-0 баллов – затрудняется в выполнении танцевальной композиции из-за рассеянности внимания.
Память.
5 баллов – запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 3-5 исполнений по показу педагога.
4-2 балла - запоминает танцевальные движения, комплекс упражнений с 6-8 исполнений по показу педагога.
1-0 баллов – неспособен запомнить последовательность движений или нуждается в большем количестве показов (более 10).
Подвижность (лабильность) нервных процессов.
5 баллов – исполнение движений полностью соответствует музыке, её темпу, ритму, динамике, форме (норма - N).
В-1, В-2, В-3, В-4 – возбудимость (ускорение движений, переход от одного движения к другому без чёткой законченности предыдущего – перескакивание, суетливость).
З-1, З-2, З-3, З-4 - заторможенность (запаздывание, задержка и медлительность в движении).
Координация, ловкость движений.
5 баллов – правильное и точное исполнение ритмических и танцевальных композиций, упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе.
4-2 балла – не всегда точное и правильное исполнение движений в композициях и упражнениях, некоторая раскоординированность рук и ног при ходьбе.
1-0 баллов – затрудняется в выполнении движений, отсутствие координации рук ног при выполнении упражнений и танцевальных композиций.
Гибкость, пластичность.
5 баллов – движения очень гибкие, пластичные в течение всего выполнения задания, полностью соответствуют характеру звучащей музыки и игровому образу.
4-2 балла – движения не всегда гибкие и пластичные, лишь временами соответствуют характеру музыки и образу (трудность в постоянном выполнении гибких, пластичных движений).
1-0 баллов – в движениях отсутствует гибкость, пластичность, нет соответствия характеру музыки и игровому образу.
LenaNosova,
Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя.
(более подробно см. учебник: О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили "Музыкальное воспитание дошкольников")
За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели. Рассмотрим их функции и обязанности.
А.И.Щербаков выделяет 8 общепедагогических функций:
1. Информационная.
2. Развивающая.
3. Мобилизационная.
4. Ориентационная.
5. Конструктивная.
6. Организаторская.
7. Коммуникативная.
8. Исследовательская.
Из них 1-4 - педагогические функции, 5-6 - функции общетрудовые, направленные на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.
1. Информационная функция. Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.
Муз.руководитель обязан:
1) Исполнять муз.произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться грамзаписями.
2) Уметь доступно пояснять содержание муз.произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.
3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.
Воспитатель обязан:
1) Организовывать повторное прослушивание муз.произведений в группе без развёрнутой беседы о музыке.
2) Повторять в группе фрагменты праздничных утренников и развлечений.
3) Должен обращаться к произведениям, не звучащим на муз.занятиях (диафильмы, диапозитивы, сказки, озвученные музыкой).
4) Проводить некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством муз.руководителя.
5) Владеть исполнительскими навыками и умениями во всех видах муз.деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах.
6) Знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы.
2. Развивающая функция. Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.
Муз.руководитель обязан:
1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.
2) Проводить диагностику музыкальных способностей.
3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.
4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.
5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.
6) Применять различные виды музыкальных занятий.
7) Уметь применять все формы организации муз.деятельности и помогать организовывать музыку в быту д/с.
Воспитатель обязан:
1) Знать методы диагностики и помогать муз.руководителю в её проведении.
2) Поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности, создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельность и твочреские проявления детей.
3) Помогать проводить различные виды занятий. особенно комплексные занятия.
4) Использовать музыку на других занятиях (ИЗО, худ.слово и т.д.)
3. Мобилизационная функция. Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.
Муз.руководитель обязан:
1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты муз.произведений.
2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.
3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.
Воспитатель обязан:
1) Знать музыкальный репертуар.
2) Уметь организовывать в увлекательной форме слушание музыки.
3) Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
4. Ориентационная функция. Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.
Муз.руководитель обязан:
1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).
2) Заинтересовать детей музыкой.
3) Разбудить и развить эстетические чувства.
4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.
Воспитатель обязан:
1) информировать о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства.
Для успешного выполнения функций 1-4 муз.руководителю и воспитателю необходимо обладать следующими качествами:
1. любовь к музыке
2. артистизм
3. находчивость
4. изобретательность
5. способность к творчеству
6. музыкальная культура
7. эрудиция
8. увлечённость профессией
5. Конструктивная функция. Включает в себя 3 компонента:
1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).
2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).
3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).
Муз.руководитель обязан:
1) Вместе с воспитателем составлять перспективный план в котором определены задачи муз.воспитания, формы организации муз.деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.
2) Составлять календарный план.
Воспитатель обязан:
1) Составлять перспективный план совместно с муз.руководителем.
6. Организаторская функция.
Муз.руководитель обязан:
1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.
2) Вести кружковую работу.
3) Участвовать в педагогических советах.
4) Проводить открытые занятия для воспитателей.
5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.
Воспитатель обязан:
1) Совместно с муз.руководителем изучать теорию и методику муз.воспитания на современном этапе и внедрять новые достижения в педагогический процесс.
2) Помогать му.руководителю проводить открытые занятия, проводить работу с родителями.
7. Коммуникативная функция. Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.
Муз.руководитель и воспитатель должны обладать следующими личностными качествами:
1. любовь к детям
2. терпеливость
3. внимательность
4. доброжелательность
5. справедливость
6. уравновешенность
7. контактность
8. выдержка
9. культура общения
8. Исследовательская функция. Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.
Муз.руководитель обязан:
1) Следить за специальной литературой.
2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.
3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.
4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, пед.чтениях, конференциях и т.д.
5) С помощью зав.ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области муз.воспитания и развития детей.
Воспитатель обязан:
То же, кроме п.5.
ДИАГНОСТИКА музыкального развития детей
Эту диагностику я разработала сама,
исходя из требований программы "Пралеска",
еще тогда, когда программа уже была рекомендована для работы, а диагностики по ней увы, еще не было, а диагностировать детей как-то было нужно. Но прочитав, видно, что в принципе она подходит для любой программы...
Проверяющие из нашего методцентра, прочитав, ее одобрили и я работала по ней несколько лет. (Пока не перешла на другое место работы, где инспектор требовала только диагностику по Ходонович.)
------------------------------------------------------------------
Может быть пригодится и Вам:aga:
_________________________________________________________
ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
по программе «Пралеска»
для возрастной группы «ПОЧЕМУЧКИ-1»
(младший дошкольный возраст)
I . ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ:
1) *Проявляет познавательный интерес к музыкальным произведениям разного жанра, как на занятиях, так и в свободное время, отзывчиво и эмоционально реагирует на нее, способны чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части, активно отвечает на вопросы о прослушанном – 1 балл;
* Проявляет интерес к музыке, довольно эмоционально реагирует на нее, способен чувствовать характер музыкального произведения, не достаточно активен в аналитической беседе о ней – 2 балла;
* Слабо проявляет интерес к музыке, спокойно, малоэмоционально реагирует на нее, затрудняется в оценке характера прослушанной музыки, не имеет желания к аналитическому восприятию музыкального произведения -3 балла.
2) * В полной мере имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, слуховой самоконтроль – 1 балл;
* В достаточной мере имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, имеет недостаточный слуховой самоконтроль – 2 балла;
* Не имеет, в достаточной мере, простейшие навыки культуры слушания музыки, отсутствует слуховой самоконтроль - 3 балла;
3) * Различает самостоятельно марш, танец, песню, способен выполнять действия, адекватные каждому жанру музыки. – 1 балл;
* С подсказкой взрослого способен различить марш, танец песню и выполнять действия адекватные каждому из жанров музыки - 2 балла;
* Затрудняется и после подсказки взрослого различать марш, танец и песню, совершать действия адекватные каждому жанру.
4) * Легко умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом. - 1 балл;
* Умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом после наводящей подсказки взрослого – 2 балла;
* Затрудняется в соотношении прослушанного с иллюстративным материалом после одной подсказки взрослого - 3 балла.
II ПЕНИЕ:
1) * Проявляет активный интерес к вокальной деятельности, поют с удовольствием , слаженно с другими детьми, четко артикулируя текст песни, попевки -1 балл;
* Проявляет интерес к вокальной деятельности, поет с удовольствием, довольно слаженно с другими детьми, нечетко артикулирует текст песни, попевки - 2 балла;
* Проявляет слабый интерес к вокальной деятельности, способен только подпевать окончания песен, попевок, не слаженно с другими детьми, нечетко артикулируя текст. -3 балла;
2) * Достаточно чисто интонирует простые мелодии в пределах ре-ля I октавы, умеет петь протяжно, напевно , без напряжения в голосе - -1 балл;
* Недостаточно чисто интонирует простые мелодии в пределах ре-ля I октавы, умеет петь довольно напевно, без напряжения в голосе - 2 балла;
* Совсем не владеет способностями к чистому интонированию звуков, поет с напряжением голосовых связок. -3 балла
3) * Умеет петь вместе с движением в плясках, в хороводах, в инсценировках. -1 балл;
* Затрудняется в пении с выполнением движений в плясках, хороводах, инсценировках без активной помощи воспитателя -2 балла;
* Затрудняется в пении с выполнением движений в плясках, хороводах, инсценировках даже с помощью воспитателя - 3 балла ;
4)* Умеет петь с воспроизведением ритма мелодии на детском музыкальном инструменте. - 1 балл
* Затрудняется петь с воспроизведением ритма мелодии на детском музыкальном инструменте без активной помощи воспитателя - 2 балла;
* Затрудняется петь с воспроизведением ритма на детском музыкальном инструменте даже с активной помощью воспитателя. – 3 балла.
«Почемучки-1»
III . ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
(ПЕСЕННО-ИГРОВОЕ И ПЕСЕННО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО,
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО):
1) * Проявляет активный интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, к элементарному музыкальному сочинительству, с удовольствием поет, танцует, фрагментарно передает элементарные характерные особенности музыкально-игровых образов во время игры в свободное от занятий время.
* Проявляет достаточный интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, к элементарному музыкальному сочинительству, поет, танцует, фрагментарно передает элементарные характерные особенности музыкально-игровых образов во время игры , подражая действиям взрослых, или более взрослых детей в свободное от занятий время - 2 балла;
* Проявляет слабый интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, к самостоятельному музыкальному творчеству. -3 балла;
2) * Способны самостоятельно сочинить инструментальную импровизацию на 1-2-3 звуках в жанре марша (мишка шагает), колыбельной (кукла спит), танца (лиска танцует). – 1 балл
* Способны только с активной помощью взрослого сочинить импровизацию на 1-2-3- звуках в жанре марша, колыбельной, танца – 2 балла
* Не способны сочинить инструментальную импровизацию на 1-2-3 звуках в жанре марша, колыбельной, танца даже при активной помощи воспитателя – 3 балла -3 балла;
3) * Способен самостоятельно придумывать вокальные импровизации для игровых образов из 3 звуков. (Например, подражая грустным интонациям плача (деда, бабы…) от нот фа, ми, ре) - 1 балл;
* Способен придумать вокальную импровизацию для игрового образа из 3 звуков только с активной помощью воспитателя - 2 балла;
* Не способен придумать вокальную импровизацию для игрового образа из 3 звуков даже с помощью воспитателя - 3 балла.
ЗНАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ,
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:
1) * Знает термины: нота, скрипичный ключ, нотный стан, пауза, их назначение и обозначение на письме.
* Называет и объясняет выше названные музыкальные термины только с помощью и подсказками воспитателя - 2 балла;
* Не может назвать и объяснить выше названные музыкальные термины даже с помощью воспитателя - 3 балла;
2) * Знает названия нот по порядку их расположения на нотном стане.- 1 балл
* Недостаточно уверенно знает названия нот, ошибается, называя их – 2 балла;
* Не может назвать ноты даже с подсказками воспитателя;
3) * Знает значение слова композитор – 1 балл;
* Отвечает о значении слова «композитор» ошибаясь ,не с первого раза, а после наводящего вопроса воспитателя - 2 балла;
. * Не знает значения слова «композитор» - 3 балла;
4) * Владеет в полной мере первоначальными навыками игры на детских музыкальных инструментах -1 балл;
* Владеет в достаточной мере первоначальными навыками игры на детских музыкальных инструментах (ошибки в технике звукоизвлечения, в ритмичности исполнения…) - 2 балла;
* Не владеет навыками игры на программных музыкальных инструментах – -- 3 балла;
5) * Может достаточно слаженно играть в ритмическом оркестре , подыгрывать музыкальному произведению с несложным ритмическим рисунком в остевом ритме, умея правильно вступить и остановиться. - 1 балл;
* Может достаточно слаженно играть в ритмическом оркестре. Имеет трудности со вступлением и своевременной остановкой исполнения - 2 балла.
* Не имеет элементарного чувства ансамбля - 3 балла.
«Почемучки-1»
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:
1) * Проявляет активный интерес к музыкально-ритмическим движениям - 1 балл;
* Проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической деятельности – 2 балла;
* Проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической деятельности – 3 балла;
2) * Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических движений в полной мере – 1 балл;
* Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических движений в достаточной мере, выполняя их с активной помощью воспитателя - 2 балла;
* Затрудняется в выполнении программных шагов и музыкально-ритмических движений даже с помощью воспитателя – 3 балла;
3) * Умеет выполнять движения под музыку с предметами (куклами, лентами…) – 1 балл;
* Умеет выполнять движения под музыку с предметами только с активной помощью воспитателя - 2 балла;
* Затрудняется в выполнении движения под музыку с предметами даже с активной помощью воспитателя -3 балла;
4) * Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ, инсценировать по тексту песни, попевки, стихи. – 1 балл;
* Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ, инсценировать по тексту песни, попевки, стихи только вместе с показом воспитателя - 2 балла;
* Затрудняется в исполнении образных игровых движений даже по показу воспитателя - 3 балла.
Уровневая градация музыкального развития детей гр. «Почемучки-1» по средним баллам (младшая группа д/с)
Низкий уровень развития ...... 3 - 2.4 (баллов)
Средний уровень развития........... 2.3 - 1.7 (баллов)
Высокий уровень развития .......... 1.6 - 1 (баллов)
Разработано по программе «Пралеска» музыкальным руководителем д/у № 34
Исмаиловой Л.В.