Бармалей и урок вежливости
Театрализованный урок для детей
Действующие лица: Дама
Джентльмен
Бармалей
1. Дама и Джентльмен. Знакомство
Торжественная музыка – например, полонез.
Выходят Дама и Джентльмен.
ДАМА. Здравствуйте, девочки и мальчики!
ДЖ. (Громче) Здравствуйте, мальчики и девочки! (Дети, конечно, ответят
громче) Вот теперь мы поздоровались.
ДАМА. А сейчас давайте познакомимся. Меня зовут (называет себя)
ДЖ. Что вы на это должны сказать? «Очень приятно». Давайте скажем это
все вместе!(Дирижирует, дети говорят) А меня зовут (Тоже называет себя и снова даёт им знак, и дети хором говорят: «Очень приятно»)
ДАМА. Итак, вы с нами познакомились. Давайте теперь мы с вами
познакомимся. Вы сейчас все хором назовёте своё имя и фамилию. Итак, представьтесь, пожалуйста, как вас зовут! (Дети хором себя называют)
ДЖ. И ДАМА. Очень приятно!
ДЖ. Теперь на счёт раз-два-три вы назовёте свой класс. Внимание! Раз-два-
три! (Дети хором называют свои классы) Вот мы с вами и познакомились. Теперь, как хорошие знакомые, можем поговорить.
ДАМА. А пригласили мы вас в этот зал, чтобы поговорить об очень важном
явлении в нашей жизни – о вежливости в общении между собой и со старшими.
ДЖ. Когда мы говорим о ком-то, что он вежливый человек, что мы имеем в виду?
ДАМА. То есть, как ведёт себя вежливый человек?
ДЖ. Но для начала вспомним, что вежливый ученик на уроке, прежде чем
ответить, что делает?.. Правильно, поднимет руку.
ДАМА. Итак, давайте назовём хотя бы основные примеры, как ведёт себя
вежливый человек. Он будет разговаривать с соседом во время
урока? (Дети: нет!) А во время концерта? Конечно, не будет.
ДЖ. А толкаться на перемене и на улице? А бегать по залу во время
концерта? (Дети: нет!)
ДАМА. А грубить взрослым? (Нет!)
ДЖ. А обзываться? (Нет!) А дразниться? (Нет!)
ДАМА. Значит, вежливый человек – это тот, кто ведёт себя… как?
(Дети: хорошо!) Значит, мы выяснили первое правило: вежливый человек – это такой человек, который ведёт себя хорошо, то есть не портит окружающим настроение.
ДЖ. А ещё о вежливом человеке говорят, что он хорошо воспитан.
ДАМА. А как ведёт себя невоспитанный человек?
2. Выход Бармалея. Пример невоспитанности
БАРМАЛЕЙ: (Грубо кричит за кулисами) А ну, убери копыта!
(выходит и продолжает скандалить с кем-то за кулисами)
Подумаешь, на ногу я ему наступил! Нечего торчать у меня на
дороге! Ворона! (подходит к Джентльмену, фамильярно хлопает
его по плечу ) Ты ещё живой? (Даме) А ты чего торчишь, как пугало
на огороде? (Джентльмену) Тащи даме стул, хам!
ДЖ. (подносит Даме стул) Прошу!
ДАМА: Благодарю! (садится)
БАРМ: (Даме) Ты что, слепая, что ли ?! Табуретка-то окрашена!
ДЖ. (Соскакивая в ужасе) Правда?!..
БАРМАЛЕЙ: Правда. Только давно. (Садится и замечает зрителей) Привет,
сардельки! (Довольный шуткой) Как я её?!
ДАМА. Это ужас какой-то!
ДЖ: Кто Вы такой?!
БАРМАЛЕЙ: Я? (гордо) Бармалей!
ДЖ. Ах, Бармалей! Тогда всё понятно! И какой Вы пример детям
показываете?!
БАРМ: А чё? Я не пример по математике! Чё на меня пялиться?
И вообще, чё я сделал не так?!..
(Чихает Даме в лицо, вытирает ладошкой лицо, а потом
вытирает ладонь о штаны)
ДАМА. (Отстраняясь) Нет, я просто в шоке!
БАРМАЛЕЙ: Шок – это по-нашему!
ДЖ. Ребята, ну как, красиво выглядит со стороны ТАКОЕ поведение? Не красиво. Хорошо он себя ведёт или не хорошо? Конечно, нехорошо!
БАРМ: (Передразнивая) «Некрасиво, нехорошо!» (Кривляется) Со*****и
вы, а не сардельки! И где это я, по-вашему, поступил нехорошо?
ДАМА. Сейчас узнаете. Начнём с самого начала. За кулисами Вы кому-то
наступили на ногу и его же ещё и обругали. Ребята, скажите, это
хорошо? Не хорошо.
БАРМАЛЕЙ: А пусть не торчит на моём пути, как бегемот!
ДАМА. Теперь он ещё и обзывается! С ним просто невозможно
разговаривать!
БАРМ: Я – обзываюсь?!..
ДЖ. Да. Сперва обозвал кого-то там…как, дети? Вороной. А теперь ещё и
Бегемотом.
БАРМ: Зато будет меня впредь за версту обходить! (Смеясь, скачет по кругу)
Вскачь! Галопом! А ну, прочь с дороги!
ДАМА. Если так себя вести, то не будет ни друзей, ни товарищей.
БАРМ: Подумаешь! Ну, и не надо! Я с теликом проживу! Буду Тома и
Джерри смотреть!
ДАМА. Они тебе друзей не заменят.
ДЖ. Это медведь живёт один. А человек живёт среди людей.
ДАМА. И если хочешь, чтобы окружающие к тебе хорошо относились,
относиться к ним нужно тоже… Как, дети? (С залом) Хо-ро-шо.
БАРМ: Уж прямо обязательно?
ДЖ. и ДАМА. Обязательно!
ДАМА. Разберём твоё поведение дальше.
БАРМ: «Разберём!» Что я вам – конструктор «Лего»?
ДАМА: А препираться со взрослыми – это хорошо? Ребята, скажите хором!
(Дети хором: не хорошо!) Понятно?
БАРМ: Подумаешь!
ДЖ. И ещё один пример Вашей невоспитанности.
БАРМ: Это какой же?
ДЖ. Дети должны уступать место взрослым, а юноши – дамам. Так, дети?
А Вы вместо этого согнали Даму со стула.
БАРМ: Так это я пошутил.
ДЖ. Ребята, можно ТАК шутить? (Нет!)
БАРМ: Уж и пошутить нельзя!
ДЖ. ТАК шутить – нельзя.
ДАМА. А как Вы чихали? Прямо мне в лицо!
БАРМ: А что же я - себе в лицо, что ли, чихать должен?
ДАМА. В платок.
БАРМ: А ты мне его дала?
ДАМА. Ну, во-первых, незнакомому человеку не прилично говорить ТЫ.
БАРМ: А, может, я тебя…Вас ещё вчера видел? На улице!
ДАМА: Это не значит, что мы с Вами знакомы. А, во-вторых, у воспитанного
человека платочек всегда должен быть при себе.
БАРМ: Так то у воспитанного!
ДАМА. Но разве можно гордиться своей невоспитанностью? Можно, дети?
БАРМ: Подумаешь, какие все воспитанные!
ДЖ. (к Даме) Ну вот, я уже и забыл, о чём мы хотели сегодня поговорить?
ДАМА: О том, как ведёт себя невоспитанный человек…
ДЖ. Так это нам наглядно показал Бармалей!
ДАМА: Ещё как наглядно!
ДЖ. А вот как Вы думаете, о чём нам надо ещё поговорить?
БАРМ: (вставая между ними и перебивая) Я чё пришёл-то? Дискотека будет?
ДЖ. Вот вам ещё один пример невоспитанности!
БАРМ: Ох, вы мне и надоели! Ну, чего я такого сделал?!
ДАМА: Дети, сейчас он правильно поступил? (Нет!)
БАРМ: Мы что, на уроке математики, что ли?! «Правильно-неправильно»…
ДАМА: Давайте снова спросим у детей.
БАРМ: Вы что, сюда привели одних отличников, что ли, которые всё знают?!
ДАМА: Разве только отличники знают, как должен вести себя вежливый
и воспитанный человек? Итак, дети, перебивать разговаривающих,
тем более, взрослых – хорошо? Конечно, не хорошо.
ДЖ. Поднимите руку, кто знает, как надо поступить, когда двое
разговаривают, а вам непременно нужно о чём-то спросить?
(Приглашает на сцену двух-трёх ребят)
3. Игра с детьми на сцене: Как обратиться с вопросом?
ДАМА: Представьтесь, пожалуйста, как Вас звать и в каком классе вы учитесь!
Давайте разыграем такую нередко встречаемую ситуацию. Двое взрослых разговаривают, а вам надо спросить, например, который час. Покажите, как вы поступите. Кто первый? Итак, мы разговариваем…
Два-три раза разыгрывается сценка, когда двое разговаривают, а ребёнок к ним обращается.
(Детей после разыгрывания этюда поблагодарить и отпустить в зал)
ДЖ. Кто-нибудь ещё хочет показать, как в такой ситуации надо себя вести?
( Если есть желающий, разыграть с ним эту сценку)
БАРМ: А дайте я теперь покажу, как надо обращаться!
ДЖ. Пожалуйста! (Начинает тихо разговаривать с Дамой)
БАРМ: (скороговоркой) Извините-простите, что я вас перебиваю! Так сказать,
сердечно прошу, очень даже меня простить пожалуйста!..
ДМАМ и ДЖ. Мы Вас слушаем.
БАРМ: Ещё раз очень даже прошу прощения, извините, что перебил вашу, так
сказать, беседу! Я, конечно, виноват, мне как-то неловко, может быть, не следовало прерывать ваш разговор, уж вы меня, пожалуйста, простите-извините…
ДАМА и ДЖ. Да говорите же, наконец, в чём дело!
БАРМ: Я уже и забыл, о чём хотел спросить…Извините-простите, пожалуйста!
ДАМА: Итак, подведём итоги. Если двое разговаривают, а вам надо срочно о
чём-то важном спросить…
ДЖ. То нужно:
• Сперва подождать, когда наступит пауза в разговоре.
• Потом коротко извиниться.
• И только потом – тоже коротко и чётко – изложить свою просьбу.
Коротко и чётко! Не отнимая у говорящих много времени. А то может получиться, как у Бармалея: он, желая быть вежливым, во-первых, надоел, а, во-вторых, сам забыл, о чём хотел спросить.
БАРМ: Я вспомнил, о чём хотел спросить! Дискотека-то будет?
ДЖ. О дискотеке – потом! Мы ещё не закончили наш урок вежливости.
БАРМ: Так это я, выходит, попал на урок! А перемена скоро будет?
ДЖ: Хорошо, давайте сделаем маленькую перемену!
БАРМ: (недовольный) Как урок, так большой, а как перемена, так маленькая!
ДАМА: Итак. перемена! А точней – музыкальная пауза!
• Объявляется концертный номер.
ДЖ: Продолжим наш урок вежливости.
ДАМА: Закрепим пройденное. Прежде чем обратиться с вопросом, надо
Сказать что? «ИЗВИНИТЕ!»
«Извините!», «Простите!»
ДЖ. А какое слово на него ещё похоже? ПРОСТИТЕ. Правильно!
ДАМА: Эти два слова ИЗВИНИТЕ и ПРОСТИТЕ – играют очень важную роль в
нашей жизни. Запомните это, если вы хотите быть вежливыми и воспитанными людьми!
ДЖ. Эти вежливые слова хоть и похожи друг на друга, но всё же они
несколько отличаются по смыслу. Давайте разберём примеры, когда надо говорить ИЗВИНИТЕ, а когда ПРОСТИТЕ.
ДАМА: Нам надо два желающих поиграть с нами: девочку и мальчика.
(Приглашают на сцену девочку и мальчика)
Разыгрываются в лицах случаи:
Когда надо ИЗВИНИТЬСЯ, а когда – уже просить ПРОЩЕНИЯ
1. Вы позвонили знакомому, но оказалось, попали не туда.
2. Вы наступили нечаянно на ногу, но не сильно. А если сильно?
3. Вы опоздали: не на много. А если опоздали на много?
4. Вам надо обратиться к человеку, а вы не знаете или забыли,
как его звать.
5. Вас пригласили в гости, а вы завтра не сможете придти.
6. Вы оказались неправы в споре.
7. Вы обидели друга или подружку, забыв принести ему книжку.
8. Вы очень обидели друга или подружку, оскорбив его на людях,
а завтра это осознали.
9. Своим грубым словом или, ещё того хуже, поступком Вы обидели
свою маму.
10. Своим некрасивым поступком Вы подвели товарищей или даже весь класс.
(Поблагодарить детей и отпустить в зал)
ДАМА: Итак, подведём итоги всему увиденному и услышанному.
ИЗВИНЕНИЯ вежливый человек просит как знак внимания, а также за
незначительный проступок, за неловкое поведение, за доставленное беспокойство.
ДЖ. ПРОЩЕНИЯ можно просить в тех же случаях. Но есть случаи, когда
слово ИЗВИНИТЕ никак не подходит, где надо обязательно просить ПРОЩЕНИЯ и при этом говорить, за что. Одним словом, ПРОЩЕНИЯ просят тогда, когда вы совершили плохой, некрасивый поступок и потом это осознали и обещаете больше так не делать.
ДАМА: Запомнили эти несложные, но очень важные правила? (Дети: да!)
БАРМ: Я запомнил!.. Чтобы тебя считали вежливым, надо сперва толкнуть, а
потом извиниться! Или сперва извиниться, а потом толкнуть?.. Как правильней?
ДАМА: Правильней – стараться никого не толкнуть. Так, дети? (Так!)
БАРМ: (заносчиво) Да я вообще буду теперь та-акой вежливый и
воспитанный! От меня все шарахаться будут – за километр!.. От удивления! (Хохочет, довольный собой)
ДЖ. и ДАМА: Ничего! Со временем привыкнут!
ДАМА. Ну, если даже Бармалей, понял, как важно быть вежливым и
воспитанным человеком...
ДЖ. Значит, урок наш прошёл не зря!
ДАМА. И теперь вы все будете вести себя как вежливые и воспитанные
люди.
ДЖ. И все вокруг будут вами восхищаться и говорить: «Ах, какой
славный мальчик!»
ДАМА. «Ах, какая милая девочка!»
БАРМ: А вы случайно не забыли ещё одно важное качество вежливого и вос-
питанного человека?
ОБА. Какое?!..
БАРМ: Не быть надоедливым!
ОБА. Это Вы к чему?!
БАРМ: К тому, что устал я уже от вашего урока вежливости! Да и они –
тоже!
ДЖ. Да, не быть надоедливым – это тоже проявление вежливости.
БАРМ: То есть, главное – вовремя уйти!
ДАМА: Вы хотите сказать, что нам пора прощаться?
БАРМ: Конечно!
ДЖ. Давайте вспомним, что на прощание говорят вежливые и воспитанные
люди. (Идёт опрос детей в зале)
Варианты прощания: До свиданья, до встречи, пока, прощай, всего хорошего, будь здоров, будь, счастливо оставаться, счастливого пути, спокойной ночи, удачи…
ДАМА: А что ещё хорошего и приятного можно сказать, уходя?
Например, уходя из гостей: Всё было очень мило! (Очень хорошо)
Приятно было с вами пообщаться, побеседовать! Спасибо за приятно проведённое время! (за вкусный обед, за приятную компанию!)
Прощание
ДЖ. Итак, что мы должны сказать прежде, чем попрощаемся с вами?
БАРМ: (Даме) Мне было с вами очень интересно!
ДАМА: (Детям) Нам с вами было очень приятно!
ДЖ. (Детям) А вам с нами было интересно? (Дети: да!)
ДАМА: Итак, что мы должны сказать друг другу на прощание?
БАРМ: А дискотека будет?
ДАМА: Для тех, кто вёл себя вежливо, будет.
БАРМ: А для тех, кто исправился?
ДАМА: Тем более будет!
БАРМ: Тогда поднимите руку, кто исправился! А то танцев не будет!
(Дети, конечно, поднимут руки) Ну вот! Мы все исправились! Крутите музыку! Пожалуйста! (Даёт детям знак, чтобы они тоже попросили.
дети хором говорят по его жесту: пожалуйста!)
ДАМА: Ну, после такого волшебного слова разве можно отказать?!
БАРМ: Ура!
ДЖ. Но прежде чем проститься, давайте пообещаем друг другу, что отныне
будем говорить друг другу только вежливые слова. Обещаете?
(Дети: Обещаем!)
ДАМА: И вести себя со всеми вежливо… (Дети: обещаем!)
БАРМ: (передразнивая) «Обещаем»! Да врут они!
ДАМА: (возмущённо) Ну, что это за выражение: «врут»?! Вы же обещали быть
воспитанным! А воспитанные люди так не говорят.
БАРМ: Ну, не врут, так лгут!
ДЖ. Бармалей, ты хоть понял, как сейчас их всех обидел?
БАРМ: (к детям) Я вас обидел? (Дети: Да!) Ну, тогда это… Извините!
ДАМА: Нет, Бармалей, тут извинения мало!
БАРМ: Простите меня!
ДЖ. и ДАМА. Дальше!
БАРМ: Я больше не буду!
ДЖ. Ну, как, ребята, простим его? (Дети: Простим!)
ДАМА: Тогда на прощанье вы нам говорите…
ДЕТИ: ДО СВИДАНЬЯ!
АРТИСТЫ: А мы вам говорим: До новых встреч!
ДАМА. И в награду за то, что вы были молодцы, приглашаем всех на
Дискотеку!
Социальные закладки